Натуральными (т.е. природными) красителями в ковровом деле всегда считались красители растительного либо животного происхождения. Ими на этапе предварительной подготовки исходных материалов окрашивали пряжу. В старину пользовались исключительно природными красителями — иных просто не было. Применение же химических красителей при изготовлении ковром ощутимо снижает их стоимость, однако не является критерием определения качества современных ковров. Намного важнее сама технология, так как и натуральными красителями можно прокрасить нити неосновательно.
Во-первых, изнанка ковра — как по цвету, так и по материалу полностью повторяет лицевую, не пришита и не приклеена к верхней части.
Во-вторых, бахрома ковра ручной работы никогда не будет пришита: ее нити — естественное продолжение нитей основы.
В-третьих, “ручной” ковер всегда более гибкий. Если большинство машинных ковров нельзя сложить в несколько раз, а только скрутить в рулон, то ковры ручной работы свободно складываются в несколько раз подобно скатерти.
В-четвертых, из качественного ковра ручной работы узелковой вязки не должны с легкостью выдираться нити ворса. Если это происходит без особого труда — перед вами ковер, сделанный машиной.